Кадастровые работы — комплекс мероприятий, в результате которых квартира, дом или другой объект могут быть определены как вещь с индивидуальными характеристиками. Это любой вид недвижимого имущества — от земли до машиноместа. Чтобы получить свидетельство о праве собственности, необходимо предоставить в регистрационные органы заключение с детальным описанием внешнего вида, привязкой к местности. Составить документ самостоятельно нельзя. Необходимо, чтобы под ним стояла подпись лицензированного кадастрового инженера.
Назначение кадастровых работ
Цель описания и привязки к местности здания, участка или объекта незавершенного строительства — постановка на государственный учет, регистрация права собственности. Установлен единообразный порядок внесения информации в ЕГРН. Задача инженера:
- определить координаты характерных точек границ земли, контуров здания, сооружения или их частей. Проводятся полевые изыскания с замерами — специалист выезжает на объект;
- сформировать данные о площади недвижимого имущества, описать его положение в пространстве с привязкой к географическим точкам. Установить индивидуальные характеристики объекта для идентификации;
- согласовать границы с соседями.
Инженер может оказывать услуги в качестве индивидуального предпринимателя. Он должен быть аттестован и состоять в саморегулируемой организации. Допустимо членство только в одной СРО. Важный момент – физ. лица (в том числе лицензированные), осуществляющие деятельность по трудовому договору с ИП, не имеют права выполнять подобные работы. Специалист может состоять в штате юридического лица. Но для оказания услуг организация должна иметь не менее двух однотипных сотрудников.
Итоговые документы
Результатом комплекса мероприятий становится отчёт, с которым заказчик обращается в надзорные и регистрирующие органы. К нему прилагается лицензия специалиста. В зависимости от поставленных задач составляется:
- межевой план — в отношении земельного участка, доли;
- технический план — в отношении жилых и промышленных сооружений, машиномест, гаражей и др. Или отдельных помещений в них;
- акт обследования — в отношении недвижимости, прекратившей существование (гибель, снос, разрушение).
По общему правилу все отчёты составляются на электронном носителе. В таком варианте они подаются в надзорные или регистрирующие органы. Если нужен план или акт на бумажном носителе, придётся оговорить это в договоре отдельным пунктом. Составленный отчёт можно поместить на электронный ресурс Росреестра для временного хранения. В этом случае заказчик не обязан прилагать носитель при подаче заявления в регистрирующие органы. Достаточно указать его идентификационный номер в системе.